1868 год — Крупный промышленник и помещик генерал Мальцев в селе Радица Брянского уезда Орловской губернии основал завод для нужд железнодорожного транспорта Российской империи. 1890 год — Мощности завода заметно возросли. Предприятие в год выпускает 2 парохода, 3 железнодорожных вагона правительственного типа, вагоны для узкоколейной железной дороги, а также земледельческие орудия и различные запасные части. Численность работающих - 400 человек. 1918 год — Завод национализирован большевиками. В эти годы завод выпускает крытые товарные вагоны, ледники, пассажирские вагоны IV и III-го классов, врачебно-санитарные вагоны. Во время гражданской войны завод кроме основной продукции выпускал еще бомбы и чугунные мины. Численность работающих - 1800 человек. 1926 год — Завод переименован в "Государственный вагоностроительный завод имени Урицкого". Завод реконструируется и расширяется. Значительно расширен кузнечный и механосборочный цеха. На завод поступило новое оборудование. К концу 30-х годов завод осваивает выпуск большегрузных 60-ти тонных платформ и полувагонов, 50-ти тонных думпкаров и других спецвагонов. Численность работающих - почти 3000 человек. 1941 год — Правительство СССР принимает решение об эвакуации завода. Коллектив завода проявляет истинный героизм и мужество: несмотря на непрерывные авиабомбёжки, в июле всё оборудование демонтировано, погружено на платформы и вместе с семьями рабочих отправлено в г.Энгельс. Основным видом продукции завода в военное время 1941-1945гг. было производство артиллерийских снарядов. 1943 год — Правительство СССР выделяет заводу средства на строительство новых цехов на территории, которую завод занимает и по сей день. 1946 год — Завод вернулся к выпуску довоенной продукции. В эти годы троллейбусостроение СССР делает свои первые шаги. Страна выпускает всего несколько десятков троллейбусов в год, что, конечно, не могло удовлетворить потребность городов в этом виде городского транспорта. 1950 год — Постановлением Совета Министров СССР от 28 февраля 1950 года решено переоборудовать предприятие под производство троллейбусов. Выбор не был случайным: завод имел новые производственные площади, опытные кадры, по географическому положению находился в центре предприятий-поставщиков и располагал хорошими подъездными путями. 1951 год — МТБ-82К 1 Мая 1951 года изготовлен первый опытный образец троллейбуса. К августу 1951 года на заводе были окончены подготовительные работы и к концу года выпущен 21 троллейбус марки "МТБ-82". 1955 год — Выпуск троллейбусов марки "МТБ-82" был доведен до 360 штук. Спроектирован и построен пассажирский троллейбус собственной конструкции ТБУ-1. 1959 год — Созданы новые образцы продукции, унифицированные по конструкции: троллейбус ЗиУ-5 и автобус ЗиУ-6. 1968 год — Выпуск троллейбусов ЗиУ-5 составил 1500 штук. Троллейбусы экспортируются в Польшу, Грецию, Венгрию, Болгарию, Югославию, Колумбию, Аргентину, Монголию. 1971 год — За трудовые успехи завод награжден орденом Трудового Красного Знамени. Разработана новая модель троллейбуса ЗиУ-9. 1986 год — Разработан первый шарнирно-сочлененный троллейбус большой вместимости с тиристорно-импульсным управлением, позволяющий экономить до 20 % электроэнергии. 1995 год — Проведена разработка, изготовление опытных образцов и опытно-промышленной партии новой модели троллейбуса ЗиУ-52642 / Тролза-52642. С этим троллейбусом завод победил в тендере Всемирного банка на поставку троллейбусов в Монголию (г.Улан-Батор). 1996 год — Изготовлен опытный образец перспективного троллейбуса Тролза-6206, предназначенный для перевозки пассажиров на троллейбусных линиях с большим пассажиропотоком. Троллейбус имеет пятидверный кузов, вибропоглощающий пол, тонированные вклеенные стекла, принудительную вентиляцию, электронное маршрутное табло, просторную кабину с отдельным входом для водителя. 1997 год — Система качества завода сертифицирована по международному стандарту ИСО 9001. 1999 год — Создан опытный образец троллейбуса Тролза 5275 с пониженным уровнем пола, имеющий совершенно новый дизайн и новую технологию изготовления. Параллельно разработан опытный образец троллейбуса Тролза 5264-01 "Столица" с элементами кузова из стеклопластика и вынесенным из под пола на крышу электрооборудованием. 2000 год — Создан опытный образец троллейбуса с асинхронным двигателем Тролза 5264-02 "Слобода". Предприятие утверждено членом международной ассоциации АДМ и награждено призом "Предприятие года - 2000". 2000 год — Завод приступил к серийному производству первого троллейбуса с пониженным уровнем пола Тролза-5275.05 "Оптима". 2002 год — Разработана совершенно новая модель троллейбуса ЗиУ-682Г-016.02, имеющая новый дизайн и вынос электрооборудования на крышу. Налажено серийное производство восьмиместных полуприцепов для перевозки легковых автомобилей. 2003 год — Разработана новая модель троллейбуса ЗиУ-682Г-016.03, отличающаяся от ЗиУ-682Г-016.02 выполнением основания кузова из открытого профиля, что сделало его более прочным и стойким к коррозии. 2005 год — Завод представил общественности модель троллейбуса с низким уровнем пола ТРОЛЗА-5265 "Мегаполис". В "Мегаполисе" максимально реализована социальная направленность общественного транспорта: уровень пола машины понижен, его высота над проезжей частью не превышает 360 мм. Это делает троллейбус удобным для посадки и выхода детей, пожилых людей, людей с ограниченной подвижностью, пассажиров с детскими колясками или другим крупногабаритным грузом. 2006 год — "Мегаполис" получает золотые награды международных выставок "Транссиб-Экспо-2006" и "Автосиб-2006". На базе данной модели создается сочлененный троллейбус особо большой вместимости ТРОЛЗА-6206 . 2008 год — Создается первый экологически чистый автобус с гибридной силовой установкой на базе троллейбуса семейства "Мегаполис". |